Нюрнбергский процесс
Нюрнбергский процесс был организован по всем канонам правосудия
Почти 80 лет назад – 20 ноября 1945 года – в городе Нюрнберг начал работу Международный военный трибунал над главными нацистскими преступниками.
С позиций сегодняшнего дня Нюрнбергский процесс – самый крупный и значительный в истории мировой цивилизации. Он стал ответом на чудовищные военные преступления, преступления против мира и человечности и важнейшим шагом, предпринятым для того, чтобы подобное никогда не могло повториться. Вынесенный на нем приговор довершил военный крах гитлеризма его морально-политическим и правовым разгромом.
Несмотря на весь трагизм и многомиллионные жертвы Второй мировой войны, наибольшую часть из которых принесла на алтарь Победы наша страна, вопрос о мести перед СССР не стоял. Напротив, СССР сделал все для того, чтобы Нюрнбергский трибунал не стал расправой победителей над побежденными.
О необходимости проведения международного суда было сказано 14 октября 1942 года в заявлении Советского правительства «Об ответственности гитлеровских захватчиков и их сообщников за злодеяния, совершаемые ими в оккупированных странах Европы». Впоследствии эта инициатива закреплена в «Декларации об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства», опубликованной в качестве документа Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании 1943 года.
История знает, что решение об организации публичного судебного процесса первоначально поддерживалось не всеми участниками антигитлеровской коалиции. Но Сталин настаивал: «Что бы ни произошло, на это должно быть... судебное решение. Иначе люди скажут, что Черчилль, Рузвельт и Сталин просто отомстили своим политическим врагам!».
8 августа 1945 года в Лондоне подписано Соглашение между правительствами СССР, США, Великобритании и Франции «О судебном преследовании и наказании главных военных преступников европейских стран оси» и утвержден Устав Международного военного трибунала. Эти документы основывались на принципах и нормах международного права, в том числе закрепив право обвиняемых на справедливое рассмотрение дела на основе фактов и права.
Нюрнбергский процесс был организован по всем канонам правосудия и тщательно подготовлен. Делегациями четырех стран был разработан регламент Трибунала.
Комитетом обвинителей составлено обвинительное заключение, состоявшее из разделов согласно видам преступлений и содержавшее конкретные обвинения по их отдельным группам, а также включавшее приложения: формулирующее индивидуальную ответственность; определяющее преступность групп, организаций; содержащее обвинения и пояснительные данные о нарушениях международных договоров, соглашений и заверений.
Мировая печать, комментируя обвинительное заключение, отмечала, что этот документ «говорит от имени оскорбленной совести человечества», что это «не акт мести, а торжество справедливости», что «перед судом предстанут не только главари гитлеровской Германии, но и вся система фашизма и нацизма».
На распорядительном заседании Международного военного трибунала в Берлине 18 октября 1945 года его члены поочередно приняли присягу, в которой торжественно заявили, что будут выполнять свои обязанности честно, объективно и добросовестно.
После принятия обвинительного заключения председательствующим судьей Никитченко И.Т. подробно разъяснено подсудимым их право на защиту.
В тот же день (и за месяц до начала процесса) каждому из подсудимых были вручены переведенные на немецкий язык копии обвинительного заключения, разъяснение прав на защиту, список немецких защитников и текст регламента Трибунала. Тем самым, предоставлена возможность для подготовки к процессу.
Декларированное право на защиту стало и реально обеспеченным. Каждый из подсудимых имел защитника – немецкого адвоката, в большинстве случаев выбранного по его желанию. Защиту осуществляли 27 адвокатов, которым помогали 54 ассистента-юриста и 67 секретарей. Труд адвокатов и иные расходы, связанные с их участием в процессе, оплачивались СССР и союзниками.
В пользовании защиты находились «документальная» комната и центр информации, где были сосредоточены книги, газеты, журналы и другие печатные материалы. Сюда же обвинители передавали по 6 экземпляров тех документов, которые предъявляли суду в качестве доказательств.
На процессе царила атмосфера строжайшей законности. Равноправные стороны были свободны в представлении доказательств и в доказывании перед судом их убедительности.
Подсудимые продолжали обладать широкой возможностью защищаться от предъявленных обвинений. Согласно регламенту, они получали переведенные на понятный для них язык копии документов и были ознакомлены с их содержанием; подвергали допросу свидетелей обвинения; ходатайствовали о вызове свидетелей и истребовании документов; имели право давать объяснения Трибуналу и выступить перед судом с последним словом после заключительных речей обвинителей. Право обвинения на продолжение допросов подсудимых после вручения им обвинительного заключения обусловливалось согласием самих подсудимых.
Работа по доставке свидетелей и документов, предъявляемых стороной защиты, осуществлялась секретариатом Трибунала. И была очень объемной. Трибунал удовлетворил ходатайства о вызове 61 свидетеля защиты, 143 были направлены опросные листы, 101 свидетель по делу преступных организаций дал показания перед уполномоченными, было резюмировано 196 тысяч их письменных показаний. И если предъявление обвинения заняло 74 заседания, то доводы защиты Трибунал выслушивал 133 дня.
Секретариат Трибунала обеспечил необходимые условия для слушания дела.
Процесс проходил на четырех языках, что потребовало отработки системы синхронного перевода. Привычная в наши дни, в 1945 году такая система была нововведением. Фиксировалось каждое слово, произносимое участниками процесса. Стенограммы составили почти 40 томов, содержащих 16 тысяч страниц.
Заседания записывались и на магнитную пленку, и на диски (с целью исключения возможности монтажа). Значительная часть процесса снималась на кинопленку, фотографировалась. Одним из основных принципов Нюрнбергского процесса стала его широкая гласность.
Все 403 судебных заседания были открытыми. В зал суда было выдано 60 тысяч пропусков. Радио, кино, печать помогли «расширить» относительно небольшой зал заседаний и дали возможность миллионам людей во всем мире следить за ходом процесса. Именно для этой цели представителям СМИ была отведена большая часть мест – 250 из 350.
Суд произвел полное и всестороннее исследование представленных фактов и доказательств. В зале суда, а также на местах были допрошены сотни свидетелей, рассмотрены тысячи документов. В качестве доказательств фигурировали книги, статьи, выступления нацистских лидеров, фотографии, документальные фильмы, кинохроника.
И после продолжавшейся почти год кропотливой, скрупулезной работы 30 сентября – 01 октября 1946 года суд провозгласил приговор, полностью соответствующий требованиям обоснованности и мотивированности.
В приговоре были проанализированы принципы международного права, нарушенные нацистской Германией, отражена картина преступной деятельности фашистского государства на протяжении более чем 12 лет его существования, приведены аргументы сторон и мотивы принятых решений. На основании совокупности многочисленных доказательств Трибунал, опровергнув доводы защиты, сделал вывод о том, что нападение на Советский Союз произведено «без тени законного оправдания. Это была явная агрессия».
Различная палитра наказаний, назначенных осужденным (11 приговорены к смертной казни, 7 – к лишению свободы на разные сроки), решение об оправдании троих из подсудимых свидетельствует о том, что суд прилагал усилия к тому, чтобы произвести дифференцированную оценку всех обстоятельств дела.
Приговором было разъяснено право ходатайствовать о помиловании, которым воспользовались ряд осужденных. Ходатайства были рассмотрены Контрольным советом в Германии и отклонены.
Итог Нюрнбергского трибунала с глубоким удовлетворением встретили все народы, заинтересованные в сохранении мира и предотвращении преступлений против человечества. Единые в своем неприятии насилия над человеком и государством народы мира доказали, что они могут успешно противостоять вселенскому злу, верша справедливое правосудие.